Муниципальное образование
"Краснощёковский район"

Населенные пункты Краснощёковского района

Историческая справка о селах района

Акимовка

Деревня Акимовка была основана двумя семьями переселенцев в 1887 году. Они обосновали для своих усадеб лог в районе рудника возле бьющего из земли родника. Сибирские зимы в те времена были лютыми, снежными. Дома переселенцев сильно заносило снегом. Поэтому некоторое время спустя они перебрались на другое место, где позже и выросла новая деревня. Фамилия первого поселенца Акимов и дала ей название - Акимовка. А лог у рудника и до сих пор называется Акимовскимложком.
Деревня расположилась на берегу реки Таловка и в ней, по преданиям, налимов было тьма -тьмущая, хоть руками лови.
В заречной стороне раскинулось непроходимое болото, заросшее камышом. Вдоль реки простирались густые заросли ивы, черемухи, смородины, калины, переплетенные хмелем, и вокруг безбрежные степи.

В 1906 году начался новый приток переселенцев на Алтай. Разумеется, они не могли обойти стороной Акимовку, где было обилие зверья, птиц, рыбы, а, главное, большое количество свободной плодородной земли. Деревня в эти годы заметно разрослась. Жители выращивали зерновые культуры: ячмень, пшеницу, овес, рожь, просо, гречиху. Одежду изготавливали изо льна, поэтому растили и лен. Помимо того они разводили скот, домашнюю птицу, занимались охотой и рыбной ловлей. По реке Таловка было построено шесть мукомольных мельниц.

Лучшие земли под пашни и покосы присвоили себе уже разбогатевшие ранние переселенцы.
Год от года за счет упорного собственного труда и использования работников из числа прибывающих переселенцев, они расширяли посевы и увеличивали поголовье скота. Некоторые из них стали крупными производителями хлеба, продуктов животноводства, владельцами зерноперерабатывающих машин, маслодельных установок, мельниц и даже магазинов. Разбогатевшие акимовцы строили хорошие дома, вместительные скотные дворы и крепкие амбары. Имея хороших лошадей и надлежащую упряжь, они становились полными хозяевами дорожно-транспортных перевозок, свободно и выгодно продавая купечеству Поспелихи и даже Барнаула свой хлеб и другую продукцию. К их числу относились: Решетниковы, Овсянниковы, Воробьевы, Ланские, Дементьевы и др.
Домохозяева этих фамилий имели большой вес в постановлениях приговоров сельских сходов по выборам старост, писарей, а также по раскладам земских повинностей. Они были основной опорой в деятельности священников Акимовской церкви и по не писаному правилу занимали в ней самые почетные места во время богослужений и других религиозных обрядов. Акимовские богачи не представляли из себя группу единомышленников. Между ними постоянно происходили ожесточенные схватки при дележах пахотных земель, сенокосов, выгонов, налоговых раскладов.
Существовал и бедный люд. Эта категория людей являлась тем резервом рабочей силы, из которого брали в наем батраков состоятельные хозяева. Для многих переселенцев в первые годы их проживания в Акимовке наем в работники был единственным источником заработка. Часто из них впоследствии сумела разбогатеть, другие так и оставались бедными."По ревизии 1926 года в Акимовке насчитывалось 212 хозяйств и проживало 1320 человек.

Березовка

1880 год считается годом основания Березовки. Именно в этом году здесь стали обустраиваться первые переселенцы из центральной части России.Но раньше их эти места облюбовали старообрядцы. Именно их разбросанные по забоке избы, окруженные пасеками, увидели переселенцы, взобравшись на очередной холм и обнаружив чудесную долину внизу. Здесь все радовало глаз: на горе - веселая, березовая роща, под ней - говорливая речушка, вокруг - нетронутые плугом поля с жирным черноземом.
Одно смущало: косые взгляды нелюдимых обитателей заимки староверов. Такие и воды не подадут, а уж о помощи и говорить не приходилось. Но все-таки решились, и, перекрестившись, принялись рыть землянки, рубить вековые березы на дрова, пугаясь непривычно ранних сибирских заморозков. Так на месте кержацкой заимки появилась деревня Березовка. Название она, как водится, получила по названию речки, а речка, по раскинувшейся по ее берегам красивейшей березовой рощи. Первыми поселенцами были Легостаевы, Кудрявцевы, Головины.

За счет переселенцев Березовка росла очень быстро. Если другие деревни на территории будущего Краснощековского района принимали до 10 семей переселенцев в год, то Березовка -около 30. И если в большинстве деревень заселение было смешанным, то в Березовке каждая губерния селилась автономно: Курский край, Воронежский край, Тамбовский край, Рязанский край. Эти названия сохранились и до настоящего времени. В считанные годы деревня, появившаяся на 100-150 лет позже других (Карпово, Краснощеково, Харлово) превратилась в крупнейшую в округе. Уже в 1894 году Березовка стала центром Покровской волости. Она растянулась вдоль речки Березовки почти на 8 км. Крестьяне, подъезжая к деревне частенько останавливали своих лошаденок па горе и какое-то время любовались своей Березовкой.
И, все-таки, следует признать, что в те времена она выглядела достаточно неприглядно. Улицы были узкими и грязными, кругом торчали плетни. Избы были преимущественно под соломенными крышами, масса землянушек и саманушек с глиняным полом. Крестовый бревенчатый дом считался символом достатка. Из общественных зданий были построены церковь (1894), здание волостного управления, школа (1905) и кабак. Так в конце 19 - начала 20 века выглядела Березовка. В ней складывались свои обычаи и традиции, своеобразный «березовский» городок. По численности населения она долгое время была вне конкуренции среди сел и деревень на территории будущего Краснощековского района. Всесоюзная перепись 1926 года зафиксировала в ней 852 хозяйства, с общим населением 5807 жителей! Это значительно больше, чем ныне проживает в нашем райцентре – Краснощеково.

Верх-Камышенка

Как ни жестко регламентировала Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства размещение и жизнь приписанных крестьян, оно не всегда могло уследить за их перемещениями. В книге «Первые крестьяне на Алтае» Ю.С. Булыгин писал: «Как известно, далеко не всегда переселяясь на новое место, крестьяне спрашивали согласия властей. Некоторые из них подавали просьбы о переселении, фактически уже состоявшемся, других администрация сама находила на новых местах.
Последнее, обычно, происходило во время ревизий. И далее в числе деревень, основанных без разрешения властей, он упомянул и Верх-Камышенку. И, действительно, эта деревня была обнаружена и учтена лишь в 1795 году пятой ревизией населения Колыванской губернии, хотя была образована еще в 1783 году. В «ревизских сказках» 1795 года перечислены все крестьяне и члены их семей самовольно основавшие Верх-Камышенку.

Это: «Плешков Иван Максимович из деревни Озерской. Поселился в 1784 году самовольно. Его жена - Фекла Елисеевна, 45 лет, вдова Бергаира. Дети: Яков 25 лет, Филипп - 16 лет, Прасковья - 14 лет, Пелагея - 1 год.
Плешков Григорий Максимович из деревни Озерской в 1783 году. 44 года. Его жена Марфа Степановна, девичья фамилия Акимова. Дети; Софья - 15 лет, Агафья - 14 лет, Федор - 5 лет.
Плешков Семен Максимович, 39 лет из деревни Озерской в 1789 году. Его жена Татьяна Афросимовна из деревни Фирсово, девичья фамилия Шапочникова, 33 года, дети: Василий -21 год, Степан - 20 лет, Савва - 17 лет, Фекла - 14 лет, Иван - 11 лет, Осип - 4 года, Прасковья - 6 лет, Николай - 1 год. У Василия жена Матрена Фроловна из Харлово»и т.д.

Всего 44 мужчины и 37 женщин. Вот фамилии первых поселенцев: Плешковы, Травниковы, Усовы, Суворовы. Переселились они из деревень: Озерской, Харловой и Карповой. Расчет их был прост и гениален одновременно. Наиболее дальновидные и разворотливые (Плешков Г.М., Травников А.И. и Усов С.С. с семьями) сразу после четвертой ревизии 1782 года самовольно покидают свои деревни и селятся между речками Камышинка (отсюда название деревни) и Шавырихой.
Вполне возможно, что место было присмотрено заранее, возможно кто - то из ближних деревень завел здесь заимку, а позже окончательно переселился сюда. В любом случае, выгоды переселения очевидны. Во - первых, плодородные земли в неограниченном количестве, о чем в старожильческих деревнях вроде Чарышской или Харловой не приходилось и мечтать. 
Во -вторых, и это главное, вольная жизнь. По крайней мере, до очередной ревизии. Ни тебе заводских отработок, ни натурального, ни денежного налогов. Живи и работай только для себя.
Новая деревня была обнаружена властями через 13 лет после образования - в 1795 году. Они не сочли целесообразным разорять ее. Жителей переписали, обложили подушным налогом, кого - то выпороли и, видимо, тем все и кончилось.

Генералка

К 1910 году многие бывшие деревни стали называться селами. По воспоминаниям старожил села Генералка получила свое название потому, что в долине однажды на какое-то время останавливался отряд во главе с генералом. Фамилии генерала никто не припомнил. Но в память об этом событии село, возникшее в этой долине, назвали Генераловкой, а речку, здесь протекающую — Генеральской. 
С 1906 года в Генераловке действует молитвенный Дом. В селе на реке Генеральской стояла водяная мельница. Пиман Федоров на ней работал до и после войны. Были свой маслозавод и своя четырехклассная школа. 
Крестьяне занимались животноводством. Был свой колхоз «Слава». В шестидесятых годах двадцатого века в село завезли мясную породу — герефордовскую — и стало мясное направление. Чабанами работали А.Медведев, И.Шаньшин. Проживало в Генералке до четырехсот жителей, работы хватало всем.
В 1955 году провели радио. Заведовал радиоточкой Василий Ефимович Федоров, он же был управляющим.
Наконец 2013 года в Генералке насчитывается 15 дворов, в которых проживает 30 человек. Селяне живут за счет своего хозяйства, некоторые держат пасеки, работают на частном маральнике.

Карпово

1714 годом датируется первое известие о первой деревне на территории Краснощековского района - деревни Перво-Чарышской, нынешней Карпово. Алексей Овчинников из Нижегородской области Керженской волости упоминается в бумагах Барнаульского горного архива -свезен был оттуда матерью за скудностью хлеба в 1714 году в деревню Чарышскую.
в 1734 году Кузнецкая воеводская канцелярия провела перепись крестьян Колывано-Воскресенского завода, главным образом, по рекам Чарышу и Аллею.
В ходе переписи была учтена 131 душа мужского населения, были обнаружены 13 поселений, в числе которых значилась деревня Перво-Чарышская.
Таким образом, годом обнаружения властями теперешнего Карпово является 1734 год. Но к этому времени оно уже успело просуществовать, по меньшей мере, двадцать лет. Ведь ранее упомянутый Алексей Овчинников был «свезен матерью заскудностью хлеба в деревню Ча-рышскую» еще в 1714 году.
Само за себя говорит и раннее название деревни - Перво-Чарышская. Первая из деревень, основанных па Чарыше. По крайней мере, из деревень с аналогичным названием, и. действительно, первое косвенное свидетельство о существовании деревни Усть-Чарышской относится к 1724 году, а Усть-Чарышская пристань была образована лишь в 1773 году.

По архивным данным за 1735 год в деревне Перво-Чарышской проживало 49 человек. Из них 40 человек привезли с Урала демидовские приказчики, еще двоих, одного мужчину и одну женщину, переселили из Екатеринбурга. Таким образом, собственное население деревни составляло лишь семь человек: пять мужчин и две женщины. Одна, максимум две семьи.
Все учтенные переписью Кузнецкой воеводской канцелярии 1734 года крестьяне были обложены подушным налогом в размере 1 рубля 10 коп.на каждую ревизскую душу и приписаны к Колывано-Воскресенскому заводу. После сбора урожая они были принуждены в счет погашения натурального налога отдавать заводу по полтора четверика с каждой ревизской души, то есть с каждой души мужского пола, включая младенцев и стариков. Один четверик был равен восьми пудам или 128 кг.
Кроме того, в счет подушного налога, который платил за них в казну сам Демидов, крестьяне 1,5-2 месяца в году выполняли различные заводские отработки: рубили лес, выжигали древесный уголь, сортировали руду и перевозили ее на своих лошадях от рудников к заводам.
Кстати, дорога из Колывани, Змеиногорского, Чагирского и Мурзинского рудников на Барнаул в первой половине 18 века проходила через деревню Перво-Чарышскую. По этой дороге зимой на санях, летом на телегах перевозили руды, уголь, хлеб. Позже для защиты деревни от кочевников был сооружен Чарышский форпост.
По третьей ревизии, проведенной в 1763 году, в деревне Перво-Чарышской числилось всего 26 душ мужского населения. Побывавший в этих местах в 1771 году академик П. С. Паллас насчитал в ней 18 дворов. К 1782 году деревня заметно разрослась. В ней проживало уже 85 душ мужского населения и 102 женских.

Краснощёково

По воспоминаниям старожила села Дубровина Степана Федотовича во второй половине 19 века во время весеннего половодья от реки Чарыш водой стало промывать ручьи. Они с каждым годом становились больше и превратились в четыре больших протоки, две из которых отрезали Краснощеково от большой земли. Помимо этого, во время весеннего половодья деревню из года в год стало заливать водой, нанося большой ущерб ее жителям: тонули животные, птица, вода затапливала дома, амбары с хлебом и другие постройки.
По этой причине к 1890 году почти все жители Краснощеково переселились на возвышенное место к Паутовой сопке, заселяясь от нее на Северо-Восток (ныне улица Набережная).

«В те времена, что сохранились в моей памяти, рассказывал Степан Федотович, все крестьяне пахали у Колыванского бора, там целина и залежь были мягче, чем в степи.
В прошлые времена землю копали лопатой, затем стали пахать деревянной сохой, позднее деревянным плугом. В соху впрягали одну лошадь, а в плуг 6-8. Вспахивали сохой 0,29 га, а плугом 0,70. Боронили деревянными боронами, рассеивали семена из лукошка руками. Жали хлеб серпом, косой на крюк. Молотили цепами, веяли лопатой на ветру.
Промышленных товаров и продуктов никаких не было. Соль сами добывали в озерах Кулунды, сами привозили. Сахара не было, никто не знал, какой он есть. Спички покупали в городах Змеиногорске и Барнауле. Сами изготавливали кожу для обуви, овчины для одежды, холсты изо льна и конопли на белье и верхние рубашки и шаровары.

В деревне до 1900 года не было школы, все население было неграмотное. Не было еще маслозавода, не было купцов. Позднее появились купцы в Колывани и других крупных селах. Церкви тоже не было. По религиозному обряду крестить новорожденных и венчать новобрачных ездили в Колывань, Маралиху, Усть-Белую. Эти села были крупнее и экономически развитие».
Переселенец Чикоданов Сидор Алексеевич, 1887 года рождения вместе с родителями в 1900 году приехал из Курской губернии Тимского уезда на Алтай в с. Краснощеково. Он вспоминал: «Переселенцы из России в Сибирь стали прибывать массово с 1906 года и так продолжалось до 1914 года. В этот период стали образовываться новые села, а старые быстро увеличивались за счет переселенцев. Так село Краснощеково, когда мы приехали, насчитывало не более 150 дворов, а к 1914 году выросло до 700.
Старожилы с новоселов брали за приписку деньгами 35 рублей и еще ведро водки с бойца мужской души. Возраст бойца в селах был разный. У нас был полных 18 лет, а в других селах 15 лет. И цепа приписки доходила до 100 рублей.
Земля не была разделена между дворами и занимали ее кто, где хотел и сколько мог. Богачи захватывали много и лучшие земли, а беднякам и середнякам оставались плохие земли и мало.

Не приписным переселенцам земли не давали ни для посева, ни для сенокосов. Они тайно производили посевы и тайно от общества косили травы. Не отводили им земли и под усадьбу, поэтому и строились они тайно. В других селах было также, если не приписной переселенец начинает строить избу, ее разбрасывают. Но достаточно новоселу успеть поставить печь и пустить из нее дым, его не трогают, и он приобретает право на пользование землей и сенокосами наравне со всеми членами общества села. Землю в нашем селе разделили в 1914-1916 годах. Землей наделили всех жителей.
Орудия производства заводского изготовления стали появляться в селе с 1900 года. Сначала появились конные железные плуги, затем сенокосилки, молотилки, брызгалки, веялки - сибирячки. Перед русско-германской войной 1914 года появились жатки - самосброски, сноповязалки, сеялки дисковые, железные бороны, молотилки с отвеем. За счет этого стали быстро расширяться посевные площади, достигшие 16-17 тысяч десятин. Сеяли преимущественно яровую пшеницу.
Лицо деревни стало резко и быстро меняться. В 1900 году построили небольшую школу на 3 группы, с одним учителем Буптуевым И.И. В ней обучалось 20-30 учеников, преимущественно из зажиточных семей. Учебный год начинался в декабре и закапчивался в марте, учитель обучал детей русскому языку и математике. В 1901 году построили деревянную церковь и открыли приход в 1906 году.

В селе появился купец Курганский Кузьма Филиппович. В 1907 году на кооперативных началах организовали маслоартель. В 1912 году создали кредитное товарищество. Его организатором и доверенным лицом был Салгалов Петр Данилович. Быстро развивались единоличные хозяйства, но это развитие шло неравномерно:Богатели кулаки и зажиточные хозяева. А большинство населения жило очень бедно.
Крупные кулаки, как Романов Василий Карпович», братья Пастуховы - Никанор, Егор, Петр, Павел, Василий, Дубровин Ефим Васильевич, Волокитин Кузьма Поликарпович и другие производили крупные посевы до 100 и выше десятин. Они круглый год держали несколько батраков и помимо того сезонных рабочих, которые работали с ранней поры до позднего вечера. За это им платили по 3-5 рублей в месяц либо рассчитывались зерном и т.д.
Первая мировая война подорвала экономику крестьян села. Все трудоспособные мужчины были мобилизованы в армию. В селе остались лишь старики, женщины и дети». По переписи 1926 года Краснощеково насчитывало 631 хозяйство с населением 3694 человека. Это было ничем особо не примечательное село, занимающее лишь седьмую строчку по численности среди деревень и сел будущего Краснощековскогорайона.

Куйбышево

В 1929 году из Горно-Колыванского совхоза был выделен в самостоятельное хозяйство совхоз «Покровский ». Было принято решение построить в степи поселок, который, и будет центральной усадьбой вновь организованного сельскохозяйственного предприятия. Совхоз был назван по имени, ликвидировавшегося в этот год Покровского района с центром в селе Березовка.
Весной 1929 года у подножия горы Черемуховой начали готовить площадку под строительство нового поселка. Из села Маралиха к месту строительства направились обозы с плотниками, строительными материалами , продуктами. Из окрестных сел люди потянулись на стройку. С первой партией строителей прибыли люди : Чукин Т.А.,АкимоваО.И., Днохин А.Т.,СавинМ.Д.,Савин А.Д..Сотни людей работали на строительстве землянок, ставили свезенные из окрестных деревень кулацкие дома. К осени 1929 года в степи на месте одинокой заимки вырос небольшой поселок, Он состоял из небольшой кучки домов, которые были расположены по правую сторону речки Поперечки .Были построены также конюшня,скотный двор, половину которого занимала кошара. Дома строили в основном из саманного кирпича, реже деревянные. Основная масса людей первое время жили в землянках.

В это время вся административная часть совхоза « Покровский» находилась в селе Маралиха, т.к. здание конторы было построено только к началу 1933 года.
В 1933 году был создан поселковый совет имени Куйбышева, это и послужило основанием для названия нового поселения. Село стали называть Куйбышево. В этом же году в село Куйбышево была переведена вся администрация совхоза « Покровский », и было создано пять ферм. Село Куйбышево стало центральной усадьбой совхоза « Покровский » , кроме него в состав поселкового совета входили маленькие поселки - Золотушка , Маячка, Яровка, Усть-Пустынка.Развитие села Куйбышево было напрямую связано с развитием совхоза. Поселок рос с каждым годом, строительство шло очень тяжело. Основной тягловой силой была лошадь. На помощь молодому совхозу привезли около сорока верблюдов. На них возили грузы, пахали, боронили, сеяли. Через несколько лет после образования совхоза, в хозяйство прибыл первый трактор « Фордзон », Его привезли в разобранном виде на подводах, в мешках и собирали уже на месте. Первым трактористом был Конаков А.Д.. В то время директором совхоза работал Каширов И.
Практически сразу же в селе был построен довольно большой деревянный клуб, в котором был зал с трибуной для выступлений, просторная библиотека и читальный зал, но этот клуб прослужил недолго, т.к. для его строительствабыл использован старый материал и он быстро пришел в негодность и на смену ему был построен новый клуб, тоже деревянный.

В 1931 году в поселке была построена начальная школа, которая через несколько лет была преобразована в семилетнюю. В этом году в первый класс в школу пошли 16 детей. Впервые годы после образования села в школе обучалось менее 100 учеников. Больше половины учащихся не имели учебников. Детям приходилось учиться в очень сложных условиях.  В 1935 году в школе был организован первый пионерский отряд в количестве 25 пионеров, лучшие из них за хорошую учебу были премированы цветными карандашами.
В совхозе в это время уже были созданы комсомольская ячейка и партийная организация. Секретарем парторганизации в то время работал Русаков А. Начальником политотдела был Нагих М.Т., благодаря которому село Куйбышево не затронула волна репрессий в конце тридцатых годов и старожилы до сих с благодарностью вспоминают о нем, как о человеке с высоконравственными качествами. Комсомольскую ячейку в довоенные годы возглавлял Суворин А., а председателем профсоюзной организации был Афанасьев Н.
Молодой совхоз очень интенсивно развивался. Уже в 1931 году, для улучшения породных качеств сибирского скота, начали проводить скрещивание с чистопородными бычками из Баварии. Показатели хозяйства улучшались с каждым годом. В 1934-1936 годах в совхозе издавалась местная газета на собственной типографии. Был магазин, в который завозились товары повседневного спроса.
Великая Отечественная Война не обошла стороной село Куйбышево. В годы войны школа опять стала начальной, т.к. многие учителя ушли на фронт, а учащиеся старших классов работали в поле и на ферме вместе с женщинами и стариками. Более120 человек не вернулись домой с полей сражения. Жители села Куйбышево принимали участие во всех боевых действиях в годы ВОВ. Наши фронтовики воевали под Москвой и Ленинградом, участвовали в освобождении Советского Заполярья и прибалтийских республик, Украины и Белоруссии, Польши, Чехословакии, в обороне Кавказа и в боях на японской войне.
После окончания ВОВ в совхозе «Покровский» резко активизируется работа по совершенствованию стада. Для улучшения показателей завозили быков из Тамбовской области, Украины и в 1948 году в совхозе создается племенная ферма по разведению животных симментальской породы. В 1954 году доярка совхоза Реутова А.С. принимала участие в работе ВДНХ в Москве.

В 1952 году был заложен большой фруктовый сад. В 1958 году построена новая школа-десятилетка., большой птичник, новая кошара. В начале 60-х была построена водонапорная башня и проложен водопровод, общей протяженностью 8 км. В это время в селе было, уже несколько магазинов, и был создан Покровский рабкооп.
В 1963 году в центре села был разбит парк, к 25-летию Победы в нем была заложена аллея Памяти и установлен обелиск погибшим односельчанам в годы ВОВ.
В конце 60-х годов идет интенсивное строительство в селе. Строили уже из кирпича, который изготавливался на собственном кирпичном заводе и завозился со стороны. В 1967 году был построен новый СДК на 350 мест, животноводческий комплекс. Немного позднее было построено здание конторы. В конце 60-х,начале 70-х годов было построено очень много жилья .
В 1967 году племсовхоз «Покровский» был переведен в племенной завод по производству племенных животных симментальской породы , и на его базе проводилась Алтайская краевая выставка достижений народного хозяйства . В эти годы в хозяйстве достигались наивысшие показатели по продуктивности животных . В 1969 году надой на 1 фуражную корову составлял -3150 кг, а в 1971 г.-3680 кг. Племенные животные продавались даже за границу, и хозяйство имело от этого большие прибыли. За большие успехи в труде четверо рабочих совхоза были награждены орденом Ленина.
Село продолжало развиваться. Были отсыпаны дороги по всем главным улицам, а в конце 80-х был проложен асфальт. Построили большой детский сад, торговый центр, спортивный зал, здание сельсовета, столовую.
В 1998 году в 6,5 км от села Куйбышево на берегу реки Чарыш проводились археологические раскопки и были обнаружены 3 кургана, датируемые в рамках 5-3 в.в. до н.э. В 1999 году лабораторией Южной Сибири Российской Академии Наук и АГУ были продолжены работы по изучению древних памятников

Маралиха

В 1754 в нижнем течении реки Маралиха для защиты окрестного населения от набегов кочевников был построен форпост Казанской Богоматери. Это был третий форпост на территории будущего Краснощековскогорайона в составе старой Колывано- Кузнецкой оборонительной линии после Чарышского (Карпове)и Чагирского. Однако место было выбрано неудачно.
«Вешние воды подтопляли казармы драгун и решено было перенести форпост верст на шесть вниз, ближе к деревне Харловой. Крестьяне деревни Харловой, приписанные к заводской конторе (Иван Харлов, ДементийЛихачев, Михаиле Ларионов, Михаиле Плескин, десятник Алексей Вадков), пожаловались в апреле 1756 года в контору, что военное ведомство задумало перенести форпост на место их пашен, и от этого им, крестьянам, обида. Лучше всего, писали они, перенести форпост несколько выше, к речке Землянушке, и тогда «дорогу от Чагырской крепости в Кабанову крепость пересекли бы».
Заводское начальство ходатайствовало за своих крестьян, но военное ведомство не прислушалось к просьбе крестьян и заводского начальства. Крепость была построена на крестьянских землях неподалеку от места впадения реки Маралиха в Чарыш.
В те неспокойные времена крестьянские поселения обычно жались к крепости. Вот и по соседству с форпостом Казанской Богоматери через несколько лет образовалась новая деревня - Маралиха. Датой возникновения Маралихи считается 1765 год. Названа деревня по названию реки, а сама река, видимо, по обилию маралов в те времена в той местности. Первым поселенцем был Суворов Ивлей и семью сыновьями. Поселился он на горе, где сейчас находится мельница. Вторым поселенцем стал Белозеров с семьей.

После разгрома Джунгарского ханства китайцами форпост Казанской Богоматери постепенно утрачивает свое военное значение. Уже неоднократно упоминавшийся П.С. Паллас видел в 1771 году уже пустое строение маралихинской крепости и небольшое поселение отставных казаков. Это поселение оставалось небольшим еще в течение 30 с лишним лет. В 1802 году «крестьяне деревень, Михей и Филипп Барсуковы; Верх-Камышенской -Семен Плешков и Денис Суворов» подали прошение о переселении «... от деревни Харловой в называемую Маралиху к жительствующим в оной отставным и малолеткам».
В своих деревнях эти крестьяне в «хлебопахотных местах и сенных покосах имели недостаток и домообзаводстваих пришли в ветхость», В это же время в Маралихе было «хлебопахотных мест в пусте лежащих, также сенных покосов и скотских выпусков весьма довольное количество», потому что отставные и малолетки хотя хлебопашество и производят, но весьма малое, и то только для одного своего пропитания». Видимо канцелярия Колывано-Воскрсенского горного начальства удовлетворила прошение о переселении этих и других крестьян, поскольку через несколько буквально лет Маралиха превращается в крупную деревню. В 1811 году по данным шестой ревизии в ней проживало уже 75 душ мужского населения, а в 1824 году - 93.

Новошипуново

После отмены крепостного права рост с. Новошипуново ускорился: уже в 1882 году чиновник Н. Власов насчитывает в деревне 88 дворов со 196 мужскими душами. В 80-90 годы 19 века сюда прибыло еще 182 семьи и центральной России. В 1894 году во вновь образованной Покровской волости село Новошипуновозанимает по числу жителей третье место, уступая волостному центру Березовке да старинному Карпову.
Новый прилив переселенцев пришелся на 1906-1912 годы. За этот период в Новошипуново переселилось 123 семьи. Затем поток переселенцев резко уменьшился. В 1912 -1917 годах село пополнили всего три семьи.
По национальному составу деревня оставалась однородной: подавляющее число жителей составляли русские, было несколько украинских (Одноворченко, Лысенко и др.) и одна белорусская семья. Замкнутую группу населения составляли старообрядцы (в селе их называли кержаками). Они имели даже обособленное кладбище. В домах старообрядцев имелись молельные комнаты с медными створчатыми иконами. Многие из кержаков жили богато, имели по нескольку десятков лошадей и коров, большие пасеки, что жили в горах, они поддерживали постоянную связь. Часто в горные кержацкие селения, такие как Лопари, старообрядцы угоняли молодняк скота на зимовку. Особой известностью среди кержаков пользовались богачи Логон и Поликарп Ладкины.

За век с четвертью, что прошли со времен основания, неузнаваемо изменилось селение. По числу жителей оно выросло в 50 раз, а по количеству хозяйств - почти в шестьдесят. Село широко раскинулось по долине речки Маралихи, ее притокам и окрестным холмам.
Заречка, Киргизовка, Кукуевка, Гусишка, Хохлацкий край - так назывались некоторые «концы» селения - отстояли друг от друга на несколько верст.
В окрестностях села виднелись пруды и мельницы, на Выдрихе - известное в округе кожевенное заведение Сыркина.
На выезде из волости по склону горы стояли школа, церковь, а ниже к Гусишке плотно друг к другу - крестовые дома богатых и именитых жителей. Здесь же располагались лавки Зимина, Сыркипа. Дейковой и маслобойное заведение, в просторечье именуемое молоканкой. Ближе к мосту через Маралиху находилась сборня, место, где располагалась сельская администрация. Основная масса крестьян жила в четырехстенных избах под соломенной крышей, к жилищам примыкали загоны для скота, плетневые изгороди отделяли одну усадьбу от другой.

Из находящихся в пользовании шести тысяч семисот десяти «удобных» земель свыше 5 тысяч приходилось на пашню, более 1600 десятин на покосы и выгоны. До 3 тысяч десятин было занято яровой пшеницей, озимой рожью, овсом и ячменем. Понемногу сеяли и крупяные: просо, гречиху, последняя преобладала у владельцев пасек. Под прочие культуры, - а сюда относились лен и конопля, дающие волокно и масло, а на усадьбах картошка, было занято около двухсот десятин.
Пестрая картина наблюдалась в обеспечении крестьянского двора сельскохозяйственным инвентарем. В селе насчитывалось в 1917 году 946 конных плугов, 1215 борон, в большинстве деревянных, 187 конных косилок, 165 конных граблей, 161 жатка, 133 веялки, 675 телег, половина которых была на деревянном ходу.
Не у всех крестьян имелся плуг, только третья часть дворов имела конные грабли, только четвертая - веялку. А два десятка жнеек-сноповязалок, молотилок и подавно были собственностью самых состоятельных хозяев.Большинство крестьян села вело сельхозработы дедовскими способами: сеяли вручную, молотили конными катками, веяли лопатами на ветру. Но соха уступила место плугу, вошла в обиход железная борона, травы выкашивали сельчане конными косилками, конными граблями собирали и копнили сено. Беднейшая часть жителей, что не имела своего инвентаря, арендовала его у богачей за отработку.
По рассказам старейших жителей можно представить, что село не столько в зелени утопало, сколько в грязи. Многие дворы годами не очищались от навоза, у молоканки и молокосборных пунктов роями летали мухи. Сами за себя говорили и названия «концов» села, такие, как Гнидовка, Свистовка, Кобелевка. Тяжелый повседневный труд крестьянина находил разрядку в разухабистых гулянках в дни религиозных праздников.
Согласно «Списка домохозяев, причисленных и не причисленных к селу Ново Шипунову Покровской волости...», что был составлен 26 августа 1917 года, в селении было 478 хозяйств, двухклассная церковно-приходская школа, Троицкая церковь. Жителей было на день переписи 3291 человек, в том числе мужского пола - 1683 и несколько менее 1608 лиц женского пола. Семьи были весьма различны: в средней деревенской семье было 7 едоков, а вообще число членов семей колебалось от 1-2 до 20 человек. Село можно назвать переселенческим, старожильческих семей было всего 129 - четверть всех хозяйств.
По всесоюзной переписи 1926 года в Новошипуново насчитывалось 765 хозяйств и проживало 4345 человек.

Суетка

Село располагается в долине одноименной реки и окружено живописными горами. Заселение Суетки началось 140 — 150 лет назад. Первыми поселенцами были Волковы, торговец Загайнов и ссыльные люди. Название село получило по названию речки Большая Суетка. Часть местности, где расположены новостройки, была сильно заболочена. С 1910 года по 1912 год в Суетке детей учил грамоте В.И. Терентьев у себя дома. С 1913 года была создана общественная школа в частном доме Саванкина. Основное же здание школы построено в 1927 году. Образование было семилетним. Первыми учителями были Глеб Гаврилович и Людмила Ивановна Зеновы. При школе открыли интернат, куда приезжали дети из поселков Казачка и Аверенка, и села Усть-Белая. В интернате жило до 40 человек. Директором школы был Н.С. Романов. С 1966 года школа стала восьмилетней. 
Современное здание начало строиться в 1969 году. Комсомольцы на тракторах возили камень с горы Рассыпуха. Строили школу из здания старого клуба. В 1972 году здание было достроено, и туда перевезли школу. С 1973 года она стала средней.

С приходом Советской власти здесь в 1929 году был организован первый колхоз «Нива». Первым председателем был Тимофей Павлович Медведев. Первыми в колхоз вступили А.Д. Бердюгин, М.П. Медведев, Е. Шестаков. Позже колхоз разделился на два колхоза: «За урожай» и «Сибирский партизан».
В числе первых председателей сельского совета были Загайнов, Арсеньев, Драничников. Во время раскулачивания много ссыльных с Запада поселились в Суетке. 
Узнав о нападении германских фашистов на Советский Союз, комсомольцы села Суетка все как один выразили желание стать на защиту своей Родины. Многие уходили добровольцами в ряды Красной армии. 160 жителей села не вернулись с полей сражений.
В 1951 году в связи с постановлением об укреплении колхозов ранее разделенные колхозы «За урожай» и «Сибирский партизан» вновь объединились в один. Его председателем стал Константин Чанских. В 1956 году началась массовая электрофикация сёл. В этом же году в Суетку было завезено оборудование. Но из-за отсутствия специалистов свет пока отсутствовал. Летом 1957 года в село приехали солдаты для уборки урожая. Они то и помогли установить электростанцию. Очевидцы вспоминают, что когда вспыхнули первые 60 лампочек, в селе начался переполох. Люди были напуганы, мычали коровы, лаяли собаки. Спустя восемь месяцев было проведено электричество по всему селу, включая скотные дворы, маслозавод, пилорама. 

В 1957 году колхоз «Сибирский партизан» влился в состав совхоз «Краснощёковский» и просуществовал четвертым отделением Краснощёковского совхоза до марта1965 года. В марте 1965 года в селе Суетка был организован совхоз «Дальний», директором которого был П.П. Бойко.
Сельский совет села был образован в 1965 году. Он объединял 3 села: село Суетка, село Усть-Белая, поселок Аверенка. Всего населения насчитывалось 1279 человек. В 1969 году построено здание Дома Культуры на 300 мест и в нем же поместили библиотеку с книжным фондом 21 тысяча книг и периодики.
В 1970 году в честь 35-летия Победы советского народа над Германией в селе был построен памятник. В 1981 году был открыт медпункт с профилакторием, куда завезли современное для тех лет медицинское оборудование. В этот же год открыли пункт бытового обслуживания. В 1984 году за счет средств совхоза построили магазин на три рабочих места. Также построили зону отдыха, включающую в себя танцевальную площадку, спортивную площадку, хоккейную коробку и стадион.

Тигирек

В 1777 году в окрестностях Тигирецкого форпоста, построенного на месте слияния Большого и Малого Тигирека, в 1765 году, образовалась деревня Тигирек. Возможно, его первыми поселенцами стали казаки, которые уже к 1771 году выстроили множество дворов, а также обзавелись семьями и хозяйством. Остатки Тигирецкого форпоста сохранились. Они находятся в центре села Тигирек. Село расположено в низком луговом междуречье Ини и Тигиреков. Через устье Тигирека проходила большая Калмыцкая дорога, представляющая собой широкий проход для неприятеля внутрь Российской империи. 
В 1906 году в Тигиреке построена церковь имени Святой Живоначальной Троицы. 
В 1920 году банда Шишкина захватила в селе шесть бойцов Барнаульского полка, занимавшегося ликвидацией бандитизма в районе. Бандитов убили и похоронили в братской могиле, где воздвигнут памятный обелиск.
Земли села Тигирек являются Государственным природным заповедником, который подчинен Министерству природных ресурсов РФ. Флора участков заповедника содержит значительное число видов, имеющих хозяйственное назначение: лекарственные, кормовые, медоносные, декоративные растения. Обитают животные и птицы, занесенные в Красную книгу. В горах Тигирецкого хребта несколько пещер федерального и краевого значения.

Усть-Белая

Деревня образована в 1782 году. Первоначально называлась Медведевево. По преданиям, первым поселенцем был углежог Митрофан. Он построил дом на берегу реки Белой. Этот домпростоял около полутораста лет. Со временем рядом поселились другие люди: Усольцевы, Босоноговы и др., в основном раскольники.
Деревня сначала располагалась около теперешнего «деревянного» моста на «Арестованном» болоте и просуществовала там два года. Но из-за того, что ее постоянно топило вешними водами и заносило снегом, она раздвоилась, и образовались два села:  Усть-Белая и Петухов Ключ.
Митрофан и другие углежоги выжигали древесный уголь для Колывано-Воскресенских заводов. Ведь для выплавки руды древесного угля требовалось в три раза больше, чем самой руды. Это был тяжелый труд. Он усугублялся тучами мошкары, от которой не было спасения. Работать приходилось только под прикрытием смолокуров. Уголь сплавляли по Белой, Чарышу, Оби до устья реки Барнаулки.
Со временем богатейшие леса вокруг Усть-Белой были вырублены. Сейчас только по некоторым названиям можно судить о том, что когда-то на месте деревни шумела вековая тайга. Одна из сопок около Усть-Белой и до сих пор называется Сосновой, хотя никто из старожилов не помнит леса в этих местах. Гора в самой деревне называется Осиновой. В течение многих десятилетий самоцветы со знаменитого Коргонского месторождения сплавляли на плотах по Чарышу до устья реки Белой, а по ней до деревни Усть-Белая. Там было сооружено вместительное плотбище, куда и сгружали поделочные камни. «Их пятнадцать лет перевозили оттуда в Локоть, а потом более сотни лет в Колывань» писал А. Родионов в книге «Колывань камнерезная». Из этих порфиров и яшмы на Локтевской и Колыванской шлифовальных фабриках были изготовлены десятки известных всему миру чаш, ваз, торшеров, колонн и т.д. В 1825 году в Усть-Белой появилась каменоломня - гранитовая. В ней с весны этого года начали ломать каменные глыбы для возведения в Барнауле монумента в честь столетия горного дела на Алтае. Работа была тяжелейшая. Железными сверлами каменотесы высверливали по прямой линии в гранитных скалах череду глубоких шпуров (скважин). Зимой заливали в них воду, она замерзала и иногда разрывала камень.

Если не получалось - закладывали в отверстия порох. А «если порохом по какой-то причине рвать было нельзя, в шпуры вставляли стальные клинья, и - и разом! Разом и дружно, разом и дружно надо было бить по ним кувалдой. Бить так, чтобы удар нескольких кувалд сливался в залп». И до тех пор, пока гранитная скала не расколется на части. В августе 1826 года заготовленные каменные глыбы погрузили на плоты. Осенью первые тысячи беловского гранита доплыли до Барнаула и пошли на сооружение знаменитого Демидовского столпа.
В «Энциклопедии Алтайского края» о нем написано следующее: «Демидовский столп, обелиск в честь 100-летия горного производства на Алтае. Обелиск  установлен в Барнауле в центре Демидовской площади по инициативе начальника Колывано-Воскресенских заводов П.К. Фролова. Он был заложен 18 июня 1825 года, окончательно возведен в 1839 году. Обелиск сложен из 12-ти блоков серого гранита, которые высекли и обрабатывали в д. Беловской Колыванской волости и на плотах сплавляли по Чарышу и Оби до Барнаула. Высота обелиска 14 м».
До сих пор в Усть-Белой лежат немые свидетели тех времен - каменные глыбы со следами сверления. А в метрах трехстах от Чарыша на берегу лежат огромные гранитные блоки. Возможно, когда-то их сбросили с плотов - слишком много нагрузили.
К началу 19 века в деревне насчитывалось до 40 дворов. По тем временам это была большая деревня. Жили по старому обряду. Крестились двумя перстами. Пьянство и курение считалось великим грехом. Грехом считался даже самовар: «Змей на столе шипит». Самым красивым зданием Усть-Белой являлась церковь. Была она раскольнической с восьмиконечным крестом. В начале ее построили на Осиновой горе, но она там трижды горела и после была перенесена на пригорок, около того места, где сейчас находится здание дома культуры.

Усть-Козлуха
  
Старейшие жители села (Харлов И.А., Малявин А.Д., Малинкин А.К. и др.) утверждали со слов прародителей, что основателем села Усть-Козлухи был сам основатель деревни Харлова Харлов Прокопий Поликарпович. Он якобы еще в 1762 году переехал из деревни Харлова на новое место. В 1764 году, по их словам, по соседству с ними поселились Харлов Поликарп Сидорович и Харлов Яков Иванович. Оба из Харлова. Позже, из-за Байкала туда же переехали Чепуштановы и Медведевы.
Подобное самовольное переселение крестьян с одного места на другое случалось в те времена довольно часто. К этому их принуждала нехватка пахотных земель и сенокосов в старожильческих деревнях, иногда стремление хоть на время избавиться от подушного налога и заводских отработок. Однако документальных данных, подтверждающих версию старожилов села пока в архивах не обнаружено. Поэтому годом образования Усть-Козлухи считается 1781 год.
Вот что об этом рассказывают архивные документы: «По его императорскому величества указу крестьянский десятник Андрей Харлов ноября месяца 1781 года разрешил поселение Федору Яковлеву - сыну Лихачева, переселившегося по велению Колывапской ведомственной управы из деревни Харлово в возрасте 40 лет, его жену Анну 35 лет, дочь Никифора с детьми.

По велению Колыванского областного управления право поселения разрешено Андрею Ивановичу Харлову 40 лет с семьей. По велению Колыванского областного управления новое поселение именовать Усть-Козлухинской деревней. Разрешить порубку хвойных деревьев для построек домов и подворья».
Заселение проводилось (отсюда и название) по устью реки Козлушка. По пятой ревизии 1795 года в деревне проживало сорок восемь человек: 23 мужчины и 25 женщин. В 1811 году число лиц мужского населения составило 33 человека, а в 1824 году - 49. До 1800 года у жителей Усть-Козлухи было лишь шесть фамилий: Харловы, Медведевы, Акимовы, Чепуштановы, Лихачевы и Травниковы. В 1881 году деревню и прилегающие к пей луга обгородили поскотиной изгородью, охраняющей посевы от потравы скотом. Изгородь состояла из 3 жердей, ее протяженность равнялась 30 км. Длина участка изгороди, которую должен был поддерживать в надлежащем состоянии каждый хозяин, определялась имеющимся у него в наличии количеством лошадей.

На каждой дороге в село ставились большие ворота, которые выезжающие либо въезжающие из села, крестьяне были обязаны открывать и, главное, закрывать за собой. Зимой ворота оставались открытыми. В летнее время табуны лошадей и стада коров ходили по поскотине, а за ее пределы не попадали. Таким образом, не было потравы посевов и сенокосных угодий. Категорически запрещалось селиться за пределами поскотины. Дома, построенные кем-либо за поскотиной, обществом раскидывались. Подобное, например, случилось с домом Батищевых в 1918 году. Сооружение поскотины практиковалось и в других деревнях.
Керосиновая лампа появилась в Усть-Козлухе в 1901 году. До этого избы освещались сальной свечей. Печи топили дровами. Кизяки научились делать позднее, про уголь совсем не знали. Одежда была самотканой из шерсти, конопли и льна. Зимой и летом носили одну обувь - кожаные чирки. Потом появились валенки. Зажиточные крестьяне имели и скот. Пища была простая: щи, мясо, пельмени, квас, каша пшенная, чай, растительное и сливочное масло.
Как и везде в Усть-Козлухе на рубеже 19 и 20 веков началось расслоение крестьянских семей по уровню жизни: одни богатели, другие оставались бедными. Харлов Иван Макарович имел 100 рабочих лошадей, а Харлов Яков Сидорович - 75. Лошади тогда были единственным средством перевозки различных грузов. Обозы с хлебом и другой продукцией крестьянских хозяйств ходили в Барнаул, Павловск, Бийск, Томск, Ирбит. Поэтому зажиточные хозяйства имели помногу лошадей. Самыми же богатыми из них в Усть-Козлухе считались Медведев Яков Борисович и Харлов Николай Мартынович. Медведев Я.Б. первым в деревне купил самовар (все жители собрались тогда у него посмотреть на эту «диковинку»). Он же первый купил железный плуг, а в 1909 году и первую в селе косилку. Яковенко Григорий Родионович имел 50 дойных коров и 100 овец. Помимо этого, он купил сноповязку, молотилку, косилку, веялку, кузницу. Харлов Никандр Федорович имел 300 пчелосемей, Громов Яков Дмитриевич 3000 кроликов. Батищевы засевали более 60 десятин зерновых.
Грамотных в Усть-Козлухе как и в любой другой деревне России конца 19 начала 20 века было мало, всего пять человек: Медведев Сергей Яковлевич, Харлов Василий Никандрович, Харлов Степан Григорьевич, Харлов Григорий Лаврентьевич и Медведев Василий Иванович. В начале 20 века к ним добавились еще несколько человек из числа переселенцев: Косоухов Г., Козлов И.А., Федяев Д.Ф. Обучать детей грамоте в Усть-Козлухе начали в 1900 году в  доме Бочарова Д.. Этим занялся Косоухов Г.. Естественно педагогического образования у него не было. В 1903 году на своей квартире обучал детей грамоте Харлов М.М., а в 1907 году - Тульских В.Л. В 1909 году открылась первая школа. Учителем был Яблонских В.М.. Он проработал в школе до 1918 года. Двухэтажная школа была постоена из перевезенного из с. Маралиха дома купцы Мшова. До 1901 года через реку Маралиха переезжали на лошадях вброд. В 1901 году была налажена паромная переправа на веревочном канате. В 1932 году был построен мост, который существует и до настоящего времени. Из общественных построек до революции были: церковь, построенная в 1911 году, амбар для страхового зерна. Был частный магазин купца Мшова.
По переписи 1926 года в Усть-Козлухе насчитывалось 376 хозяйств с общим населением 2299 человек.

Усть-Пустынка
  
Село Усть-Пустынка расположено в юго-восточной части Краснощёковского района, на берегу небольшой речушки Пустынки, впадающей в реку Чарыш. У подножья горы Монастырь. Это очень красивый и величественный утёс, напоминающий бастион. В этой горе много пещер. В 4 км. К югу находится пещера Летучих мышей и пещера Загонная. Напротив пещеры, на острове располагалась Чагырская крепость - форпост. На левом берегу Чарыша – Ново -Чагырская пещера-рудник и останки вновь отстроенной Чагырской крепости, вместо затопляемой на острове. Поднимаясь вверх по левому берегу Чарыша, напротив села расположен Старо-Чагырский рудник (Демидовская Шахта). На правом берегу Чарыша к северу от села находятся выходы сланцевых пород и залежи графита. Кроме того на этой территории расположены родники (Горный ключ, Водяное озеро) с уникальной по составу и качеству водой.
 В 1776 году по указу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства на небольшой речке Пустынке по соседству с Чагырским рудником, видимо, для обеспечения этого рудника работными людьми и продовольствием была образована деревня Пустынка путём насильственного переселения крестьян из различных деревень Бердской слободы.

Археологические раскопки могильника у горы Малый монастырь можно отнести к хуннскому времени, но при строительных работах захоронения были разрушены. Сохранились только железные удила, роговой блок чумбура, четыре наконечника стрел.
Находки в пещерах, в окрестностях Пустынки, доказывают, что они осваивались человеком ещё в эпоху палеолита. Пещеры Летучих мышей, Загонная являются костеносными пещерами. В них открыта стоянка первобытного человека. А ещё здесь обитает колония остроухой ночницы. Стоянки первобытного человека были открыты в пещерах Водяная и Бастион в скале Монастырь. Первая имеет подземное озеро.
Старо-Чагырский рудник, медный, что находится напротив села Усть-Пустынка, был открыт в 1743 году по старым «чудским копям» толмачём Текутьевым. А через 84 года, в 1827 году, в 1,5 км.от с У-Чагырки был открыт другой рудник – Новочагырский. В 1743 году на территории нынешнего села Усть-Пустынка была построена Демидовым небольшая крепость- форпост для защиты Чагырского рудника от кочевников.
В 1748 году возвели новую крепость взамен, разрушенной джунгарами. Во время Китайско-Джунгарской войны здесь несли службу 117 солдат и казаков.

Усть-Чагырка
 
«А за рекой, чуть наискосок, стояла мастеровая деревня, которая носила название Усть – Чагырка. В этой деревне жили люди двух сортов. Одних звали Лямкиными. Они работали на руднике, знаменитом Чагырском руднике. В глухих подземельях они таскали на салазках руду, тянули лямку. Это была самая забитая часть Усть – Чагырки. Селились Лямкины в той части села, которая называлась Подкамень. Это были люди второго сорта. Первым сортом считались Бердюгины. Они вели свою родословную от того легендарного Бердюги, который будто бы был в отряде Ермака… Все остальные Бердюгины стражниками были первыми, и языки всех тутошних племен знали, как свой родной, и ладитьда воевать умели. И до наших времен дошли легенды да предания о трудолюбии Лямкиных да о доблести Бердюгиных». Немного со стороны // Бесчетнов П. С. «Скажи, если успеешь».Роман. Повести./ Сост. И.П. Кудинов. – Бийск: Издательский Дом Бия. – 2008.- С. 183.
В 1745 году на левом берегу Чарыша напротив устья реки Чагырка открылся один из первых рудников на Алтае — Чагырский рудник, в котором добывали медную и свинцовую руду. Для защиты рудника в 1744 году на правом берегу Чарыша была сооружена крепость. Выписка из книги Палласа: «Форпост Чагирский лежит на небольшом острову влево идущим высохшим рукавом Чарыша составленным. Деревянная крепость, коя совершенно цела, имеет в себе тридцать квадратных сажень, по углам построены башни, так же одна на южном фланге для проезда, сверх всего обведена оная рвом и рогитками. В оном находится дом для коменданта и дом для штейгера, казармы и конюшня. Вне крепости построены вверху и внизу довольное число простых дворов кои вместе с крепостью двойным рядом рогаток и надолбами обведены. Чагирский рудник лежит у самой крепости на другой стороне вытекающего из Чарыша рукава».
В 1745 году крепость подверглась нападению местных племен. Из донесения в Петербург: «На Чагирском руднике построенную крепость сожгли и шахту засыпали, где Демидов добывал свинцовую и медную руду». Восстановить рудник и крепость предприниматель не успел, в августе 1745 года он умер.
Императрицей Елизаветой Петровной в указе от1 мая 1747 года дано распоряжение о создании Колыванской линии для обеспечения безопасности алтайских владений. В этой линии форпостов была Чагирская крепость, построенная в 1748 году. Она находилась на острове, к ней вели через Чарыш два моста: один в рудник, другой в Колывань. Сохранилась дорога, по которой возили руду в Колывань, а затем в Змеиногорск. 
В 1756 году в Чагырской крепости служило 117 казаков. В сороковые годы двадцатого столетия водный путь самоцветов стал путем невольников.
От подвесного моста на Чарыше к Чагырке ведет дорога, которая проходит по Золотому полю. На поле 54 кургана, сооруженных из окатанных речных валунов. Древние захоронения предположительно относятся к скифскому периоду. Золотое поле начинается у устья Ини и Чарыша, именно здесь у темных скал реки сливаются. Берега около устья поросли черемошником, акацией, шиповником. 

Харлово

Первые достоверные сведения о деревне Харлово относятся к 1747 году. Во второй ревизии к 1747 году она не упоминается. Однако Булыгин Ю.С. на основе косвенных свидетельств предполагал, что Харлова основана еще в 1743 году «либо старожилами первых местных деревень, либо самовольными переселенцами из других мест». Ее основателем считается Харлов (Отсюда и название деревни) Прокопий Поликарпович, поселившийся самовольно на новом месте.
В 1763 году деревня насчитывала 11 душ мужского населения и располагалась на острове между старицами и основным руслом Чарыша. Заночевавший в 1771 году в Харлово П.С. Паллас насчитал в ней 20 дворов. По четвертой ревизии 1782 года в деревне проживало уже 72 души мужского населения. В 1786 году, отправляясь в свою знаменитую экспедицию на поиски самоцветов, П.И. Шангин выбрал Харлово местом сбора своей поисковой партии и задержался там на несколько дней из-за разлива Чарыша.
На следующий год он отправляется в открытое им прошлым летом, богатейшее Коргонское месторождение за поделочными камнями. Собранные во время этой экспедиции заготовки (шестнадцать ваз разного сорта, как яшмовых, так порфировых, пара столов из фиолетового порфира и т.д.) Шангин сплавлял по Чарышу именно до деревни Харловой. Здесь самоцветы выгрузили и уже по суше отправили на Локтевскую шлифовальную фабрику.

Чинета
 
Строительство крепостей и форпостов новой Колывано-Воскресенской линии закончилось, в основном, к 1771 году. Одним из укрепленных мест этой линии стала Защита Инская. Она была сооружена на правом берегу реки Ини при впадении ее в Чарыш. В настоящее время на этом месте располагается туристический комплекс «Эльдорадо». «Защита Инская служила дополнительным прикрытием, вернее даже буфером Чагирской крепости». Она стала пятым оборонительным пунктом, построенным на территории будущего Краснощековского района.
От этой крепости, как и от Чарышского форпоста и форпоста Казанской богоматери не осталось никаких следов. Поэтому в настоящее время лишь остатки Тигирекского и Чагирского форпостов да, пожалуй, названия деревень Генералка и Казачка напоминают о существовании некогда мощной Колывано-Кузнецкой оборонительной линии.
Позже, в нескольких километрах от этой крепости возникла деревня Чинета. Первое достоверное упоминание о ней датируется 1782 годом. По данным ревизии этого года, Чинета (Ларионово) насчитывала 40 душ мужского населения. Достаточно крупное для того времени поселение. Почти столько же душ мужского населения (44) тогда проживало и в Краснощеково. Ясно, что Чинета возникла значительно раньше 1782 года, но точная дата ее образования пока не установлена. По преданиям, она поначалу состояла из семи дворов. Восьмым поселенцем стал Сидор Романов. В пятидесятых-шестидесятых годах восемнадцатого века он приехал с Ишима и построил восьмой дом. Первыми жителями Чинеты считаются Усовы, Романовы, Бердюгины и Жертвины. Среди первых поселенцев был по преданиям и поп-расстрига.Деревня стояла в лесу, но вдоль Ини встречались и не заросшие лесом долины. С каждым годом местные жители упорным трудом увеличивали их площадь. В 18 веке здесь сеяли рожь и овес. Но основным занятием были скотоводство и охота.
Не вполне ясно происхождение названия деревни - Чинета. Возможно, оно тюркского происхождения, как Чинётка, Иня и др. Ведь до появления русских людей в этих местах располагались кочевья телеутов (белых калмыков), которые в большой степени сохранили черты древне-тюркского языка. Поэтому тюркское название могло закрепиться и за поселением. Старожилы полагают, что название деревни Чинета возникло по названию речки Чинё'тки. Привычная для русского уха транскрипция тюркского слова.
В госархивах Алтайского края есть сведения, что деревня Чинета раньше называлась Ларионова. Возможно, что у деревни было сразу два названия: официальное Ларионова и неофициальное - Чинета. В конце 19 века село стало и официально называться Чинетой. По 5 ревизии 1795 года в Чините проживало 45 душ мужского населения. 6 ревизия 1811 года насчитывала уже 71 душу мужского населения. По ревизии 1816 года в деревне было 72, а 1834-87 душ мужского населения.

Для гостей и туристов

Контактная информация

Администрация Краснощёковского района

Телефон
Почта
Адрес
658340, Алтайский край, село Краснощёково, ул. Ленина, 152
Время работы

ПН-ПТ 08:00-17:00, перерыв 13:00-14:00

Поделиться публикацией:

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике